Дин Коллинз, Френки Меннинг — эти имена знает каждый линдихоппер! Мы подготовили для вас очередной перевод статьи. На этот раз от Ника Уильямса — крутейшего танцора линди хопа и бальбоа. В своей статье Ник рассказывает о стиле Дина и его партнерши Джуэл, развеивает некоторые мифы относительно них и рассказывает много-много чего интересного. Наслаждаемся: Дин и Джуэл: танцевальное наследие.
Дин и Джуэл: танцевальное наследие
Когда в далеком 1998 году я только начинал танцевать линди хоп в Лос-Анджелесе, меня охватило чувство невероятного восторга и вместе с тем волнения. Это была своего рода наркотическая зависимость. Меня буквально засыпали терминами: савойский стиль, голливудский стиль. Затем состоялось мое первое знакомство с отрывками из старых черно-белых фильмов. Я заметил, что танцевальное прошлое и танцевальное настоящее кардинально отличаются друг от друга. У меня появилась навязчивая идея: научиться танцевать как основатели линди. Фрэнки Мэннинг, Ленни Смитти, Эл Миннс оказали на меня невероятное влияние. Однако моей первой любовью стал необыкновенный дуэт Дина Коллинза (Dean Collins) и Джуэл МакГоуэн (Jewel McGowan).
Перед тем как уехать в Лос-Анджелес, Дин Коллинз танцевал в Нью-Джерси и Нью-Йорке. Он был завсегдатаем известных танцевальных залов Большого яблока и иногда наведывался в Новый Орлеан. Дин приехал в Калифорнию между 1936 и 1937 годами. В то время линди хоп уже был известен в Северной Калифорнии, но еще не успел завоевать любовь и признание танцоров. Благодаря победам Дина в соревнованиях линди стал популярным. В конце 30-ых годов Дин Коллинз познакомился с танцовщицей свинга Джуэл МакГоуэн. [В то время в Северной Калифорнии свинговый танец представлял собой совокупность различных направлений. Именно он положил начало бальбоа. Свинговый танец включал такие движения, как Lolly kicks (название появилось спустя несколько десятилетий) и базовые повороты]. До знакомства с Дином Джуэл была весьма посредственной танцовщицей свинга. Однако вместе они стали королем и королевой танцпола и снялись в десятке полнометражных и короткометражных голливудских фильмов.
Заблуждения
В отношении Дина и Джуэл существует множество заблуждений.
Первое заблуждение заключается в следующем: пара танцевала одинаково и в жизни, и на экране. Необходимо отметить, что при просмотре старых фильмов контекст играет очень важную роль. В 80-ые и 90-ые годы ошибка линди хопперов заключалась в том, что они танцевали под любые музыкальные ритмы, как танцоры легендарной группы «Whitey’s Lindy Hoppers» в фильме «Hellzapoppin’». В конце 90-ых годов 20 века и в начале 21 века любители линди пытались танцевать под все музыкальные композиции, подражая персонажам Дина и Джуэл из фильма «Рядовые» («Buck Privates»). Важно помнить, что фильмы являются постановкой, представлением. Участвуя в таких представлениях, танцоры выкладываются на сто процентов и делают невероятные вещи. Представьте, что каждый танец вы танцуете, как во время джема. Во-первых, быстрый темп изматывает. Во-вторых, у танцора нет возможности раскрыться полностью. Для примера возьмем фильм «Dance Hall» (1941). В первой части танцевального эпизода мы видим безумные движения под невероятно быструю музыку. Во второй части (00:38 и 01:56) – перед нами пара, которая танцует не ради представления, а ради самого танца.
Еще один показательный пример – фильм 1945 года «Let’s Go Steady».
Второе заблуждение: Дин Коллинз внес свою лепту в развитие вест кост свинга. Это не совсем так. На самом деле Дин не был ярым приверженцем свинга западного побережья.
И, наконец, последнее заблуждение заключается в том, что танцевальный стиль Дина и Джуэл часто относят к голливудскому. Однако голливудский стиль – это стиль, присущий Эрику Робисону (Erik Robison) и Сильвии Скайлар (Sylvia Skylar), а также интерпретация танцоров Южной Калифорнии в 1940-ых. Влияние Дина и Джуэл в данном случае не было таким сильным. Основной вклад в становление и развитие голливудского стиля внесли такие танцоры, как Дон Галлахер (Don Gallagher), Джин Велоз (Jean Veloz), Ленни и Кэй Смит (Lenny and Kay Smith), Ирэн Томас (Irene Thomas), Артур Уолш (Arthur Walsh) и другие. Танцевальный стиль Дина и Джуэл отличался от голливудского. Больше информации вы найдете в блоге моего друга Бобби Уайта (Bobby White: swungover.wordpress.com
Твисты Джуэл
В мире существует немного вещей, которые я люблю больше, чем твисты Джуэл. Это истинная красота. Для многих ведущих танцоров современности Джуэл стала вдохновением. Своими твистами все партнерши в той или иной степени обязаны ей. Готов поспорить, что именно твисты привнесли в пару Дина и Джуэл уникальность и неповторимость. В этой паре Дин всегда был на первом месте. И это заслужено. В то же время Джуэл, которая, на мой взгляд, оживляла и питала энергией эту пару, всегда оставалась в тени.
Небольшое отступление: Одна из моих любимых историй, услышанных от Фрэнки Мэннинга, связана с появлением скручиваний или, как он их называл, «твистов». Я уже не вспомню имена танцоров, которые придумали твисты. Новое движение показали Фрэнки — и с тех пор в Савойе не было ни одной партнерши, которая бы танцевала свингауты без твистов. Простая стилизация стала неотъемлемой частью танцевальной жизни партнерши.
Никто не знает наверняка, чему именно Джуэл научилась у Дина, а что придумала сама. Существует мнение, согласно которому именно «свинговая база» Джуэл привнесла в ее твисты ту динамику, которую мы знаем и любим. Такую мысль я впервые услышал от Дэвида Рэма (David Rehm). И в этом есть смысл. Техника твистования, которую использовали для Lolly Kicks, — это техника Джуэл во время скручиваний. Именно аспект вращения подарил танцу Дина и Джуэл динамику и движение, которые на тот момент еще не были полностью изучены в линди хопе. В короткометражном фильме «Glen Gray and the Casa Loma Orchestra» (1942) можно увидеть несколько примеров «свинговой базы» Джуэл. В частности, 03:12 и 03:41.
Самым известным эпизодом с участием Дина и Джуэл является отрывок из фильма «Рядовые» 1941 года («Buck Privates»), в котором снялся комедийный дуэт Эббот и Костелло (Abbott and Costello). Вы вряд ли найдете лучший пример твистов Джуэл.
Еще один пример – фильм «Кольца на ее пальцах» 1942 года («Rings On Her Fingers»). Это моя вторая любимая танцевальная сцена с участием Джуэл. Во время съемок камера была установлена очень низко, и поэтому Дину приходилось танцевать намного ниже, чем обычно… А Джуэл могла поэкспериментировать. Более того, в данном эпизоде много кадров с футворками Джуэл. На ней двухцветные кожаные туфли. И еще кое-что: фильм «Кольца на ее пальцах» является моим любимым примером съемки с вертолета, не считая фильма «Загони их, ковбой» («Ride ‘Em Cowboy»).
Еще одна невероятная вещь в отношении Джуэл заключается в том, насколько плавной, элегантной и утонченной она была. Джуэл дополняла Дина, стиль которого отличался более выраженным баунсом. Их пара стала примером идеального равновесия. Пересмотрите фильм «Рядовые» («Buck Privates») и обратите внимание на то, насколько подвижны ноги Дина. Прыжки, кики, поднятые колени, трипл-степы – и все это во время вращений. При этом движения Дина остаются плавными. Секрет заключается в том, что его голова «не ходит» вверх-вниз, а всегда находится приблизительно на одном уровне.
В качестве дополнительного бонуса я собрал вместе свои самые любимые эпизоды с участием Джуэл. Наслаждайтесь.
Истоки стиля Дина
Дина Коллинза часто выделяют из общей массы, говоря о том, что его стиль совершенно не похож на стили других танцоров Гарлема. Позволю себе с этим не согласиться. Да, Дин был уникальным линди хоппером. Однако всех великих танцоров отличает неповторимый стиль. Именно это и делает их уникальными. Фрэнки Мэннинг, Эл Миннс, Джордж Ллойд… Они непохожи друг на друга, но все они принадлежат к миру под названием линди хоп. Можно ли сказать, что Джордж Ллойд не является линди хоппером только потому, что он танцевал спокойно и сдержанно и отдавал предпочтение слайдам? Это риторический вопрос, не требующий ответа. Дин был танцором из Нью-Йорка и Нью-Джерси. Его стиль оказал влияние на всех танцоров Гарлема. Глупо списывать Дина со счетов как линди хоппера только потому, что он был уникальным танцором и переехал в Лос-Анджелес или потому, что он был белым.
Несколько лет назад кто-то сделал сравнительное видео свингаутов Дина Коллинза в фильме «Рядовые» и свингаутов Фрэнки Мэннинга в фильме «Hellzapoppin’». Оба фильма были сняты в 1941 году. Отрывки замедлили и синхронизировали по времени. Обращаю ваше внимание на то, что скорость музыки в отрывке из фильма «Рядовые» составляет 185 bpm, а в эпизоде из фильма «Hellzapoppin’» — 313 bpm. Несмотря на невероятную разницу в скорости, сходство движений поражает. Я решил повторить этот эксперимент. На видео пары показаны с нескольких ракурсов. Я прошу вас обратить внимание на несколько моментов: время и интенсивность перемещений; положение ног на счет 5 и 6; частота прыжков и сила баунса; использование корпуса при ведении.
Пища для размышлений: Что будет, если поменяться партнершами? Что, если бы Дин танцевал с Энн Джонсон, а Фрэнки – с Джуэл? (место для несуществующего эпизода…)
Также хочу обратить ваше внимание на то, что Дин во время свингаутов направляет свою партнершу вперед, в сторону и назад. Сегодня преподаватели линди хопа учат нас этому на занятиях.
Стиль Дина
Одним из самых ужасных заблуждений, которое стало очевидным при попытке воссоздать стиль Дина и Джуэл 13 лет назад, является злоупотребление ведением с помощью рук. В руках партнеров партнерши напоминали тряпичных кукол. Да, Дин был сильным партнером, лидером в паре: то, как он использовал импульс и ведение корпусом, поражало. Это было эффективно, логично, динамично и вместе с тем изящно. По сути, все мои идеи о постоянном импульсе так или иначе были связаны с танцевальным стилем Дина. (Только потом я заметил, что это свойственно всем великим линди хопперам). Показательным в данном случае является эпизод из короткометражного фильма «Jazzy Joe» (1941).
Стиль Дина и Джуэл иногда описывают как мягкий и спокойный. Это объясняется тем, что во время танца их головы, а также верхняя часть тела находятся на одном уровне. При этом движение не прекращается. В данном случае речь идет не об отсутствии баунса, а об умении контролировать его. Подобную манеру движения довольно сложно освоить: здесь слишком много тонкостей. Многие танцоры пошли по пути наименьшего сопротивления, и именно поэтому данный стиль никогда не пользовался особой популярностью.
Я всегда выступал за поиск собственного голоса/стиля в танце. Однако это не означает, что мы не можем учиться у основателей и первопроходцев. Я уверен, что знания, полученные от Дина и Джуэл, могли бы положительно сказаться на развитии современного линди хопа и добавить отсутствующие в нем элементы. Судить вам.
И в качестве дополнительного бонуса – отрывок из фильма, который вы возможно никогда не видели: «Привет, сосед» (Hi, Neighbor (1942)), с участием Дина и Джуэл.
Увидимся на танцполе!
Перевод: Вера Подосиновик, Минск 2017