В последнее время блюз танец (Blues Dance) приобретает все большую и большую популярность. Тут и там, в соседних странах и городах, появляются школы, где начинают преподавать это направление. Однако полной ясности в том, что же такое Блюз, пока что еще нету (дальше, практически всегда, я буду иметь ввиду под словом Блюз именно танец).
Блюз, как говорится — это когда хорошему человеку плохо. Когда это танец, Блюз — это и грусть, и тоска, страсть, желание, одиночество, покорность, что-то невысказанное, какое-то важное слово, что так и осталось на губах — это то, что привыкли видеть у нас в этом танце. Но это и драйв, и азарт, смех и задор — такое определение Блюза больше подходит для запада. Конечно же, у каждого преподавателя или просто танцора, даже в пределах одного города, он может быть свой, хотя, конечно, будут общие моменты.
Имея опыт в преподавании этого направления и активно занимаясь его развитием в Минске, а также проведя много времени за разговорами о прошлом, настоящем и будущем Блюза с преподавателями из других стран и с людьми, которые им активно увлекаются и интересуются, я решил поделиться своими мыслями по этому поводу. Возможно, кому-то они станут полезны, кого-то побудят пересмотреть своё мнение к Блюзу, а может быть даже попробовать его танцевать.
Размышления о Блюзе
Для начала хотелось бы рассказать о двух самых популярных стереотипах относительно Блюза, которые еще продолжают гулять в кругах танцоров и не только:
1. Блюз настолько примитивен и прост, что любой хороший свинговый (или не только) танцор, зная принципы ведения и умеющий слушать музыку сможет отлично танцевать.
Возможно, лет 5 назад, это было абсолютно верно. Теперь же, с развитием Блюза, все немного поменялось и продолжает меняться. Не имея навыков в Блюзе, но в тоже время имея заурядные навыки в других направлениях, танец будет средненьким. Тенью того, чем Блюз может быть уже сейчас. Можно, конечно, не замечать, что есть такой социальный танец как Блюз и остановиться – это право каждого, а можно начать углубленно разбираться в нем и тогда перед вами откроется целый новый мир.
2. Есть мнение, что Блюза как танца нет, а есть лишь желание позажиматься, пообниматься и т.д. и т.п. Так же были моменты, когда в свинг-сообществе Блюз ассоциировался с чем-то пошлым. От такой ассоциации довольно-таки сложно было в последствии избавиться.
Здесь можно сказать, что не танец делает людей пошлыми, а наоборот. Это касается любого танца и это причина различных мнений об одном и том же направлении. Просто люди видели разных танцоров.
Чтобы развеять эти стереотипы и лучше понять глубину Блюза, конечно же, нужно посмотреть в прошлое. Когда же все начало?!
Несомненно под блюз начали танцевать тогда, когда появилась эта музыка. Несомненно и то, что танец был разным, так же, потому что музыка блюзовая очень разная: это и дельта блюз, и госпел блюз, чикаго блюз и т.д. Особенности среды, в которой зародился блюз, послужили причиной того, что не было и до сих пор практически нету четкой структуры танца. Да и в целом, структурирование чего-либо не входило в привычки афро-американцев того времени. По причине того, что блюзовая музыка не была настолько популярная среди белого населения США как, допустим, свинговая (Jazz Swing) в своё время и как следствие танец под свинговую музыку – линди хоп, мы практически не имеем записей, которые могли бы показать, что из себя представлял Блюз тогда. За большим исключением у нас есть записи Spirit Moves. Те крупицы информации, которые есть в этом видео дают небольшое представление о танце, хотя, конечно же, не могу дать полной картины.
Что же касается современности, то рассматривая нынешние всевозможные направления Блюза можно точно сказать, что в Европе Блюз начал свое возрождение в Херранге, впитав в себя многое из других танцев.
Современная же история Блюза в Европе начинает своё развитие вместе со свинговым лагерем Херранг (Швеция). Оттуда он начал распространяться дальше.
West Coast Swing, Аргентинское Танго, Линди Хоп и др. Отовсюду, откуда можно было взять что-то, чтобы выразить свои чувства и эмоции посредствам танца. И можно точно сказать, что процесс этот не остановился. Блюзовая музыка продолжает развиваться, продолжает развиваться и танец. Каждый танцор вносит в него что-то своё. Но так же можно точно сказать, что Блюз как танец начинает приобретать все больше и больше черты, свойственные только ему, хотя может отдаленно напоминать и другие танцы.
В первую очередь это связано с тем, что людей, танцующих Блюз, становится больше, отсюда возрастает количество людей, которые начинаю все глубже и глубже «копать» блюзовые основы, разбирать ритмы, разбирать то, что делает Блюз блюзом. Начинает появляться какая-то система, какие-то новые идеи, взгляды. Я знаю много людей, которые против того, чтобы разбирать все по полочкам, создавать систему, программу и т.п. Отчасти это правильно, то как танцевали Блюз тогда, в начале 20 века, не подразумевало никакой системы. Только чувства, эмоции, ритм. Это было у них в крови, это все у них в крови и сейчас. Нам же, людям западной культуры, нужны системы, методики, подходы… В данном случае, конечно же, нужно искать компромиссы.
У Блюза как танца, очень большой потенциал. Есть очень много направлений куда еще расти и расширяться, на что современные танцоры Блюза еще мало обращают внимание. Но это вопрос только времени.
У Блюза большой потенциал. Есть куда развиваться и углубляться.
Среди танцоров Блюза появляются музыканты, которые приносят свой, профессиональный взгляд на этот танец. Потенциал большой, границ, практически, нет. Это хорошо, но в тоже время таит в себе некоторую опасность. Имея такую свободу, очень легко выйти за рамки Блюза. У нас есть Fusion, к которому питаю любовь и я сам, есть еще и Swango, скорее всего есть и что-то еще, что пока не дошло до нас. Однако в рамках нашей темы интерес представляет сочетание Blues и Fusion.
Разграничения между ними, порой, весьма условны, часто ограничиваются музыкой, иногда еще в дополнение – движениями. Я люблю Fusion и сам часто ставлю и танцую его на блюзовых вечеринках, но то, что понял я, и с чем согласны многие преподаватели, с которыми я общался: Fusion – это хорошо, но только тогда, когда ты не забываешь про основы. Очень легко поддаться и уйти во Fusion! Но если мы хотим развивать Блюз дальше, нужно держаться корней. Эта глубина до сих пор еще не до конца изучена, но требует более кропотливой работы, большего внимания и понимания.
Сейчас, как и в самом начале возрождения Блюза в Херранге, нужно приложить достаточно усилий, чтобы сохранить эту культуру как можно чище. Не смотря на двадцатилетнюю историю Блюза в Европе, он до сих пор достаточно сильно уязвим, очень легко внести в него какие-то изменения, какие-то новшества, которые могут отодвинуть его от истоков, от корней. В первую очередь, конечно, это задача лежит на преподавателях. Они должны видеть куда идут, а это в свою очередь будет зависеть от того, понимают ли они Блюз. Во вторую очередь, это зависит от блюзовых DJ. Они ставят музыку, они прививают и развивают вкус танцевального сообщества. Ответственность есть, поэтому нужно относиться к развитию Блюза серьезно.
Каким же будет Блюз через 5 лет? Скорее всего он будет очень похож на то, что мы имеем сейчас. По крайней мере, так считают большинство преподавателей, с которыми я обсуждал эту тему. Конечно же не обойдется и без изменений. Блюз станет глубже, популярнее, интереснее и разнообразнее. И то, каким он будет через 5 лет, и сумеем ли мы сохранить его суть и корни, в первую очередь зависит от нас с вами: от преподавателей и танцоров.
Подготовлено: Артёменко Евгений. Минск 2015