• 10
      ЯНВ

    Любитель истории танцев Майк Тибо недавно раскопал цифровой скан плана бального зала Савой. Вместе с планом, который хранился в коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки, была опубликована и открытка, на которой можно увидеть зал изнутри. В итоге интерес исследователей к любимому в узких кругах бальному залу, который до этого многие танцоры представляли себе очень по-разному, снова возрос.

    Что ж, давайте посмотрим вместе?

    На плане хорошо видно (что удивительно), насколько мало там места. Я постоянно слышал, что «Савой размером с городской квартал», но никогда не думал, что настолько. Как говорила танцовщица Кейт Мур, “Савой – это прежде всего светский клуб, а уж затем танцевальный зал”.

    savoy-floor-plan

    Кайра Моррисон, ещё одна танцовщица, удивлялась, почему “мужской” зал настолько больше “женского”.

    Фрэнки Мэннинг часто говорил о том, какое это удивительное чувство – подниматься по лестнице «Савоя», и видеть сверху помост для оркестра и танцпол. На плане зала можно увидеть эту расстановку.

    Что касается помоста для оркестра, многие спрашивают, здесь ли проходила знаменитая «битва оркестров». С годами было решено, что оркестры располагались в противоположных сторонах зала. На самом же деле их места были буквально бок о бок. Приглашенные оркестры участвовали в конкурсе на небольшой импровизированной площадке. Взгляните на изображение из книги Кристиана Бэйчлора «Эта штука называется свинг».

    img_0177
    Обратите внимание на надписе сверху плана.
    img_0178

    На этом изображении Бэйчлор отмечает, что основная из двух площадок для оркестра, расположенных рядом, была у северной стены зала. Кошкин Угол, по его мнению, был там же, у главной оркестровой площадки. Так была решена проблема с местом и для оркестров, и для зрителей.

    Он говорит, что размер бального зала был 200 на 50 метров. Хотя, например, историк джаза Александр Абдулаев предполагает, что размеры зала постоянно преувеличивались в рамках своеобразного рекламного хода. И что на самом деле зал выглядит ещё меньше, чем на открытках.

    Бэйчлор также отмечает, что зал убирали каждый день, причем особое внимание уделялось жвачке на полу (Танцевальные залы 30-х – это места, где строго соблюдался этикет старого образца: можно представить себе довоенное время. Хотя я, например, не помню, чтобы мне когда-нибудь нужно было очищать после танцев танцпол от жвачки).

    Майкл Гидью предложил этот снимок зального интерьера из документальной картины «Король Савоя» (документальный фильм о Чике Уэббе). Тут зал выглядит иначе, чем на других снимках. Майк Тибо полагает, что это фото относится уже ко времени перед самым закрытием «Савоя», в конце 50-х.

    interior

    Опираясь на размеры зала и этот снимок, я теперь понимаю, почему зал называли «Дорожкой» – только стоит вообразить себе танцоров Пибоди, двигающихся вдоль стен этого узкого, длинного, нескончаемого пространства.

    Как пример цветовой гаммы зала (напоминающей, что не все прошлое было коричневым, белым и серым), Майе Тибо предлагает вот эту картинку:

    postcard

    Наконец, есть киносъемка Фрэнки Мэннинга, танцевавшего в этом зале в молодости. (Я несколько секунд смотрел эти кадры в документалке Кена Берна (как и вы сейчас, наверняка), пока не увидел, что у одного из танцоров очень знакомая улыбка).

    frankie-at-savoy

    Теперь и вы знаете о том, каким был когда-то Савой. Огромная благодарность Майку Тибо, благодаря титаническим усилиям которого были найдены план зала и открытка.

    Оригинал статьи

    Перевод: Алина Царёва, Минск 2016

    Написать комментарий

    Обязательные поля помечены *