Любитель истории танцев Майк Тибо недавно раскопал цифровой скан плана бального зала Савой. Вместе с планом, который хранился в коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки, была опубликована и открытка, на которой можно увидеть зал изнутри. В итоге интерес исследователей к любимому в узких кругах бальному залу, который до этого многие танцоры представляли себе очень по-разному, снова возрос.
Что ж, давайте посмотрим вместе?
На плане хорошо видно (что удивительно), насколько мало там места. Я постоянно слышал, что «Савой размером с городской квартал», но никогда не думал, что настолько. Как говорила танцовщица Кейт Мур, “Савой – это прежде всего светский клуб, а уж затем танцевальный зал”.
Кайра Моррисон, ещё одна танцовщица, удивлялась, почему “мужской” зал настолько больше “женского”.
Фрэнки Мэннинг часто говорил о том, какое это удивительное чувство – подниматься по лестнице «Савоя», и видеть сверху помост для оркестра и танцпол. На плане зала можно увидеть эту расстановку.
Что касается помоста для оркестра, многие спрашивают, здесь ли проходила знаменитая «битва оркестров». С годами было решено, что оркестры располагались в противоположных сторонах зала. На самом же деле их места были буквально бок о бок. Приглашенные оркестры участвовали в конкурсе на небольшой импровизированной площадке. Взгляните на изображение из книги Кристиана Бэйчлора «Эта штука называется свинг».
Обратите внимание на надписе сверху плана.
На этом изображении Бэйчлор отмечает, что основная из двух площадок для оркестра, расположенных рядом, была у северной стены зала. Кошкин Угол, по его мнению, был там же, у главной оркестровой площадки. Так была решена проблема с местом и для оркестров, и для зрителей.
Он говорит, что размер бального зала был 200 на 50 метров. Хотя, например, историк джаза Александр Абдулаев предполагает, что размеры зала постоянно преувеличивались в рамках своеобразного рекламного хода. И что на самом деле зал выглядит ещё меньше, чем на открытках.
Бэйчлор также отмечает, что зал убирали каждый день, причем особое внимание уделялось жвачке на полу (Танцевальные залы 30-х – это места, где строго соблюдался этикет старого образца: можно представить себе довоенное время. Хотя я, например, не помню, чтобы мне когда-нибудь нужно было очищать после танцев танцпол от жвачки).
Майкл Гидью предложил этот снимок зального интерьера из документальной картины «Король Савоя» (документальный фильм о Чике Уэббе). Тут зал выглядит иначе, чем на других снимках. Майк Тибо полагает, что это фото относится уже ко времени перед самым закрытием «Савоя», в конце 50-х.
Опираясь на размеры зала и этот снимок, я теперь понимаю, почему зал называли «Дорожкой» – только стоит вообразить себе танцоров Пибоди, двигающихся вдоль стен этого узкого, длинного, нескончаемого пространства.
Как пример цветовой гаммы зала (напоминающей, что не все прошлое было коричневым, белым и серым), Майе Тибо предлагает вот эту картинку:
Наконец, есть киносъемка Фрэнки Мэннинга, танцевавшего в этом зале в молодости. (Я несколько секунд смотрел эти кадры в документалке Кена Берна (как и вы сейчас, наверняка), пока не увидел, что у одного из танцоров очень знакомая улыбка).
Теперь и вы знаете о том, каким был когда-то Савой. Огромная благодарность Майку Тибо, благодаря титаническим усилиям которого были найдены план зала и открытка.
Перевод: Алина Царёва, Минск 2016