• 10
      ЯНВ

    Очередная статья на нашем сайте написана не Питером Логгинсом, а не менее талантливым и замечательным танцором Джамином Джексоном. Статья раскрывает идеи, мысли, концепции в обучении Линди Хопу Джамином. Она будет несомненно интересна и полезна как тем, кто только постигает Линди Хоп, так и тем, кто занимает обучением этому танцу. Школа Танцев в Стиле Swing «Качели» представляет вашему вниманию перевод статьи:

    «Как быстро научить линди-хопу, или как размножаются танцоры»

    Всё начинается с малого. Мы все знаем, что лёгкие пути к успеху — для ленивых. Но всем нам иногда бывает нужен такой путь. Особенно тем, у кого не хватает времени на то, чтобы валять дурака — и это в общем неплохо.

    В танце, как и в жизни, существуют основополагающие принципы, на которых всё держится. Вы можете просто смотреть, а можете видеть насквозь. Итак, приготовьтесь заглянуть за завесу сложностей.

    Моя цель — чтобы после прочтения этой статьи или моего урока вы увидели в себе мастера, начинающего мастера. Представляю вашему вниманию мой «метод размножения линди-хопперов».

        Ниже я излагаю мой экспериментальный метод, моё видение того, что такое линди-хоп в самой его основе. Вы узнаете о том, какие методы я использую для того, чтобы помочь всем, кто танцует линди: и ученикам, и преподавателям.

    Когда вы сфокусируетесь на нужных принципах, вы станете учиться быстрее — и откажетесь от напрасных ожиданий. Поверьте, я бы не смог посетить более 105 танцевальных мероприятий и провести 2500 часов, обучая людей линди-хопу, если бы я не сосредоточился на принципах.

    Если вы поймёте эти принципы, вы освободитесь от ненужного, и это поможет учиться правильно и главное — эффективно. Если сосредотачиваться на правилах, их захочется нарушать. И часто вы нарушаете их не так, как стоило бы, по неправильным причинам, и вы теряете удовольствие от процесса.

    На своих уроках я в первую очередь рассказываю о своих ожиданиях и о том, что такое учиться танцевать. Я сравниваю моих учеников с молодыми врачами, которые проходят практику — а мы с партнёршей помогаем им в этом.

    Я хочу, чтобы они перестали воспринимать нас как надсмотрщиков. Мы — те, кто помогает им быть более эффективными в реальной жизни, и когда они «закончат медуниверситет» и будут предоставлены сами себе, они никого не убьют.

    Следующий шаг — научить их не задумываясь делать простые вещи и не бояться этого. Это сложно. Нас, как правило, учат тому, что сначала нужно знать, а потом уже делать. А это противоречит реальности. Это как невидимый барьер в сознании, который мешает достичь мастерства. Не усложнять — вот ключ к успеху, а это сложно, если вам не хватает понимания.

    Мне нравится следующая аналогия: у свинга есть три основы, столпа, фундаментальных принципа. Все три необходимы, и если одну опору убрать, учиться и учить линди-хопу будет очень сложно. Знать об этих трёх вещах обязательно — примерно как каждый день принимать душ.

    Кроме этих «трёх столпов», в каждой категории есть ещё множество необязательных подкатегорий — например, можно, но не обязательно делать массаж каждый день. Это уже кому как нравится. Ниже я перечисляю эти «столпы» строго в порядке их важности.

    Во-первых, ритм. Ритм — это основа, фундамент, как у здания: он должен быть устойчивым и поддерживать всё строение.

    Разные люди понимают это слово по-разному. Когда я кому-то объясняю, как быстро научиться линди-хопу, приходится показывать, что такое ритм, чтобы меня правильно понимали, и на этом основываться в дальнейшем. Можете посмотреть видео:

    Если я не объясню, что имею в виду под словом «ритм», то ученик может вообразить что угодно. Кто-то представит себе глиняный фундамент или гравий — я же имею в виду бетон.

    Если я не объясню, что имею в виду, невозможно будет следовать моему принципу простоты и прямолинейности, и на меня посыплется град вопросов, задаваемых в нервной атмосфере.

    Итак, я показываю, что такое ритм, на примере двух инструментов, которые помогут им легко ориентироваться в ритме (нужно только немного практики). Во-первых, молоток. Обычно я про него рассказываю после того, как ученики выучили рок-степ.

    Вот видео:

    Во-вторых, гвоздь. Про него я говорю, когда они поймут и начнут выполнять трипл-степы. Смотрите, как просто:

    Новички обычно задают тысячу вопросов, прямо как семилетние дети. После этого мы все берёмся за руки и становимся в круг и пытаемся танцевать в ритм. Рок-степ, трипл-степ, рок-степ, трипл-степ.

    Конечно, все начинают путаться, но очень стараются, ведь все мы держимся за руки и друг от друга зависим. Видео:

    Выполнили это упражнение? Людям было весело, все улыбаются? Победа! Они уже на пути к мастерству, хотя сами этого не подозревают. Мелкие победы приведут к большим успехам, мелкие провалы — к грандиозным провалам.

    Следующая наша основа, фундаментальный принцип — танцевальные фигуры.

    В контексте свинговых танцев «фигуры» мы выполняем, когда партнёр и партнёрша взаимодействуют между собой.

    Как показывает практика, почти все ученики будут обращать больше внимания на фигуры, чем на ритм. Я много раз повторяю своим ученикам, что ритм важнее фигур. Фигуры должны вписываться в ритм. Вот вам иллюстрация того, почему не стоит сосредотачиваться в первую очередь на фигурах:

    До того, как мы объединяемся в пару, каждый из нас — отдельный, не зависящий ни от кого танцор. После того, как мы объединились, мы — целое, внутри которого определённым образом перераспределяется энергия. Мы движемся и выполняем фигуры. И это требует ясности целей.

    Как будто два человека объединяются в одного. Но как только они объединяются и начинают движение, выясняется, что у них разные задачи.

    Партнёр управляет поведением целого и создаёт энергию.

    Партнёрша принимает энергию и движется до тех пор, пока она не иссякнет, или пока что-нибудь не изменится.

    Я постоянно подчёркиваю важность этой идеи, когда мы выучили базовые фигуры и собираемся оживить их ритмом.

    Когда мы рассматриваем обе роли с этой точки зрения, понятно, что танец зависит от и от партнёрши, ведь именно она контролирует полученную энергию. Если она не двигается, всё, танец закончен. Неважно, как сияет улыбкой и насколько талантлив партнёр, сколько всего он умеет — танец заканчивается или начинается по воле партнёрши.

    Согласиться намного легче, чем упереться и прекратить. Если партнёрша понимает этот жизненный принцип, на занятиях она будет знать, на что ей обращать внимание. Обычно партнёрша слышит много теории про то, как надо вестись, а на самом деле учится вести сама. Ведь она заранее знает, что должен сделать партнёр.

    И это очень мешает расти. Так что надо помочь партнёршам сосредоточиться на том, что они действительно могут изменить, и в дальнейшем они будут легко и естественно совершенствоваться на танцполе, уже сами. Когда партнёрши понимают эту идею, занятия становятся более продуктивными. Партнёрши самостоятельно исправляют собственные ошибки и учатся делегировать обязанности.

    А если этого вовремя не объяснить, то партнёрши задают вопросы, которые вообще-то должны задавать партнёры. И ученики неверно понимают основы и свою роль в танце.

    Из моего личного опыта — я сейчас перечислю самые важные для партнёрш навыки, которым можно научить на занятиях. Как только партнёрши их понимают, они немедленно начнут исправлять собственные ошибки. Хотя для того, чтобы достигнуть совершенства, понадобится определённое время.

    Навыки партнёрш требуют больше времени на изучение:

    Держите корпус над ногами, чтобы делать рок-степы и трипл-степы точно в ритм.

    Не создавайте энергию сами, принимайте её партнёра, впитывайте и двигайтесь соответствующе.

    Держите ритм! Вы почувствуете силу тяжести, вам будет легче управлять энергией и чётко выполнять шаги.

    Ходите по прямой линии, двигаясь в соответствии с полученной энергией.

    Вот набор инструментов, которым следует научить партнёршу на занятиях, и тогда она сможет учиться дальше сама. Если сосредоточиться на том, чтобы всегда следовать этим правилам, вы будете расти. Если сосредоточиться на достижении определённого результата — вместо того, чтобы совершенствовать навыки партнёрши, вы будете думать как партнёр.

    Сосредоточьтесь на своём состоянии, а не на том, куда вам надо прийти. Об этом должен позаботиться партнёр.

    Несоблюдение любого из этих принципов приводит к тому, что передавать энергию внутри пары становится сложно. Партнёрам приходится оберегать партнёршу, а не танцевать с ней.

    Разные люди по-разному выражают те или иные идеи. Повторюсь, всё сказанное мной — это мой эффективный подход. Это фундаментальные принципы, позволяющие впитывать энергию, двигаться в соответствии с ней, пока она не угаснет или ситуация не изменится.

    Некоторые спорят о важности этих принципов и молчат о том, насколько они сами способны им следовать.

    Если кто-то больше разговаривает, чем делает, это значит, что им страшно действовать по предельно простой инструкции.

    Они знают, как сказать о том, что всё не так и неправильно. Они не знают, как сделать просто и правильно. Это нормально. А вы хотите быть среди тех, кто быстро научится танцевать, выполняя простые вещи и совершенствуясь со временем? Как дети, которые учатся ходить, хотя они не могут об этом прочитать или устроить обсуждение.

    Да, есть много мелочей, нюансов… и они представляют из себя продолжение главных принципов: они не могут заменить основы. Не тратьте ни секунды на теорию, обсуждение смысла или споры. Легче родить, чем воскресить младенца. Вам нужно научиться быстро или медленно? Просто проверьте мои заключения на практике или научите этим принципам новичка и посмотрите, насколько быстро он продвинется.

    Что касается партнёров, тут совсем другие принципы:

    — Общение должно быть понятным и безболезненным. Этот пункт о свободе и о том, что сделать можно. Ищите, что вы можете сделать, а не то, чего не может быть.

    — Ждите реакции партнёрши после того, как вы её повели. Так вам будет легче понять, как вы передаёте энергию, и со временем вы станете лучше ею управлять.

    — Научитесь двигаться точно в ритм на рок-степах и трипл-степах. Это самые основы. Потом вы будете расти, избегать повторений, и это выльется в вариации, особенности вашего уникального стиля. Например, это будет разная интенсивность, стретчи, синкопы, слайды… и так далее.

    И снова я подчёркиваю, что начинать нужно безболезненно, легко, но вам придётся совершенствовать умение ясно, чётко передавать свои намерения партнёрше. Пройдёт время, и вы почувствуете, что пара — это единый организм из двух людей. Партнёрша — не вещь, которой вы управляете. Она — часть вас, и относиться к ней надо так же, как к себе.

    Партнёр отвечает за установление контакта. Так что очень важно понимать партнёршу, с которой вы танцуете. А понять партнёршу можно, оставляя ей пространство для самовыражения. Если она разговорчивая, а вы не даёте ей говорить, она станет перебивать. Если она замкнутая, а вы постоянно будете предоставлять ей право высказаться, получатся неловкие паузы. В любом случае придётся подстраиваться под вашу партнёршу и понимать, что партнёр отвечает за начало разговора и установление контакта. Ведите диалог, а не пытайтесь её поучать. В противном случае танец, возможно, всё равно получится, даже если говорит всё время партнёр, но, на мой взгляд, это просто невежливо.

        Единственное, что у вас контролировать не получится, как бы вы того не хотели — это насколько хорошо партнёрша следует своим основным принципам. Не забывайте, что вы как партнёр отвечаете за работу с её набором навыков. Прежде всего партнёр должен думать о том, что умеют оба в паре, а не о том, что умеет он сам.

    Если партнёрша не держит направление, не даёт противовеса, не чувствует ритм — ничего партнёр с этим не сделает. Если партнёрша не работает, движения не будет — а если вы будете настаивать, это будет неприятно. Будьте терпеливы. Возможно, вы не сможете показать в паре всё, что вы умеете. Создавайте красоту вместе и позаботьтесь о себе и о ней.

    Последний принцип — это, по сути, кульминация первых двух принципов.

    Импульс — это то, что происходит, когда одно тело отвечает на движение другого.

    Со временем вы почувствуете, как это работает. Мне нравится следующая аналогия: импульс — это люди, которые входят в дом и выходят из него после того, как строительство завершено. Это финальный этап: готов фундамент (ритм), готовы стены и крыша (фигуры), а теперь предстоит заселение.

    После того, как мы обращаем внимание на  ритм и начинаем выполнять фигуры, мы просто объясняем, как работает импульс. Не нужно учить людей, как заставить импульс работать.

    Вот, например, сила тяжести возвращает нас обратно на землю после прыжка.

    Как научить человека прыгать? Ритм: нужно согнуть колени. Фигуры: можно помогать себе руками. Импульс: а гравитация вернёт вас назад сама.

    Простая причинно-следственная связь. Если в паре возникает непонимание, обычно это связано или с тем, что партнёр и партнёрша забывают о специфике своих ролей, или с тем, что партнёр и партнёрша растут и развиваются в разные стороны.


    За происходящим очень интересно наблюдать. Я могу одновременно показать одни и те же фигуры людям, которые уже имеют опыт в свинговых танцах, и совсем новым людям. И во многих случаях те, кто знают о свинге меньше, понимают фундаментальные принципы лучше и применяют их без колебаний. Это как впервые дать смартфон ребёнку или взрослому.

    И это неудивительно. Дело в том, что если вы сосредоточитесь на тех вещах, о которых пойдёт речь дальше, и забудете о фундаментальных принципах, то передавать энергию внутри пары станет сложнее.

    Музыкальность, синкопы, интенсивность, стиль, развороты во всех их проявлениях — это лишь малая часть танцевальных подкатегорий. Их выполнять необязательно, танец получится и без них. А если вы будете думать только о них, а не о ваших основах, то взаимодействовать внутри пары, скорее всего, не получится.


    Например, вы хотите научиться ездить на велосипеде. И вы начинаете сразу учиться прыгать на бордюр, выполнять трюки. Да, можете и так, но вы будете изначально делать всё не так. Я могу взять людей с улицу и научить их держать ритм и только — и спустя два танца будет казаться, что они умеют танцевать. Они знают, что такое ритм, и партнёр двигается и придумывает фигуры, создаёт импульс для партнёрши. Они не знают, как контролировать энергию, которую они принимают, они не знают, что им нужно продолжать двигаться, пока энергия не иссякнет или что-нибудь не изменится, и это нормально. Это социальные танцы, и когда мы им учим, мы всё это объясняем.

    Но даже без этого я могу заставить людей танцевать.

    Ритм, фигуры и импульсы так же важны для свинга, как умение крутить педали, рулить и держать баланс нужны для того, чтобы ездить на велосипеде.

    Если партнёрша выполняет фигуры и не попадает в ритм, она скорее всего будет шагать слишком широко, не сможет держать корпус над ногами, и ей будет сложно понять, сколько отдавать энергии. Так не со всеми партнёршами, конечно. Но с большинством  — так. Представьте, что дом стоит на ненадёжном фундаменте. Я бы нервничал.

    Ритм помогает партнёрше чувствовать силу тяжести. А если вы хотите научиться танцевать быстро, то сила тяжести ваш первейший друг. Вы двигаетесь так, как вам позволяет сила тяжести. Попробуйте попрыгать через скакалку, не сгибая колени, и проверьте.

    Если партнёр ведёт непонятно, партнёрша нервничает, ведь она зависит от партнёра, а он решает, куда пара двигается дальше.

    Если партнёрша не идёт вдоль линии, получив энергию, и делает что-то другое, партнёру приходится оберегать её, а не танцевать с ней. У партнёра получится держать всё под контролем, но со временем недостаточная ясность приведёт к тому, что внутри будет копиться недовольство и раздражение.

    Партнёр, который нетерпеливо пытается заставить партнёршу выполнить фигуру — вместо того, чтобы выполнить фигуру вместе с ней, как единый организм — просто упускает всю красоту и бесконечные возможности причинно-следственной связи.

    И так далее, и так далее.

    Весь этот узел из тщетности и сложностей распутывается, когда пара переключает внимание на фундаментальные принципы и оба перестают винить друг друга.

    Я объясняю эти принципы в каждой группе, потому что я ожидаю, что мои студенты станут мастерами линди-хопа. Для меня они все — начинающие мастера. Они становятся мастерами в тот момент, когда начинают применять эти принципы. Разница между ними и опытными танцорами только в том, что последние применяют принципы более эффективно.

    Я никогда не думаю, что принципы наверняка уже известны. Где бы я ни оказался, я повторяю о них снова и снова, и всякий раз, когда принципы поняты, я вижу результат.

    Начинающие и опытные танцоры, которые хотят улучшить результат — они просто начинают применять основные принципы, и они достигают цели. Те же, кто игнорирует простоту и непреодолимость основных принципов, похожи на строителей, которые возводят здание по принципу «как пойдёт». Сначала всё должно планироваться на бумаге, а потом воплощаться в жизнь. Не наоборот. Сначала фундамент, потом крыша. Не наоборот.

    Чтобы быстро научиться танцевать, нужно танцевать с теми, кто лучше понимает и применяет основные принципы. Если нет — это слепой слепого ведёт. Мы все в школе, просто в разных классах. Есть те, кто пришёл в танцы до вас. Есть те, кто пришёл только вчера. Вас касается всё, что происходит вокруг. Вы понимаете основы лучше, чем какой-то новичок? Идите и танцуйте с ним.

    Может быть, вы уже среднего уровня и хотите танцевать ещё лучше. Тогда пригласите на танец того, кто знает основы лучше вас.

    А может быть, вы опытный танцор и учите новичков. И вы проводите их через весь тот сложный путь к совершенству, который прошли сами, не понимая эти основы.

    Теперь я показал вам более простой путь. Попробуйте по-другому. Покажите им основы, и пусть они растут самостоятельно. Я вас предупреждаю: они будут расти быстрее, чем вы. Так что не обижайтесь и не завидуйте. Гордитесь ими, помогайте им вырасти быстрее и научить других. Вы не знаете заранее, что тот или иной человек привнесёт в свинг в будущем.

    Когда я учу танцевать, моя цель — научить студентов танцевать быстрее, чем научился я сам, если они этого хотят. Если вы объясните основные принципы, ваши студенты будут совершенствоваться намного быстрее в зависимости от того, как они работают. Они будут работать над ошибками и понимать, где главное, а где второстепенное, которое можно безболезненно перенимать у других. И всё, чему они научатся дополнительно, будет добавлять их танцу индивидуальности, ничего при этом не отнимая.

    Я с нетерпением жду ваших отзывов и рассказов о том, как в вашем сообществе появилось много опытных танцоров!

    Источник

    Перевод: Анастасия Бесман, 2015

    Написать комментарий

    Обязательные поля помечены *