• 22
      НОЯ

    Случайно наткнувшись на некоторые статьи в интернете, я понял, что многие даже не догадываются, что великий маэстро джаза Дюк Эллингтон был в Минске и давал концерты! Попытаюсь исправить эту ситуацию!

    В 1971 году оркестр Дюка Эллингтона прилетает в Советский Союз, где посещает пять городов: Ленинград, Минск, Киев, Ростове-на-Дон и Москву.

    В составе оркестра были: шесть саксофонов: Рассел Прокоп, Пол Гонзалвес, Гарольд Эшби, Норрис Терни, Гарольд Джизил Майнерв и Гарри Карни. Трубы: Кути Уильямс, Мерсер Эллингтон, Гарольд Мани Джонсон, Эдди Престон и Джонни Коулс. Тромбоны: Мальколм Тейлор, Митчелл Бути Вуд и Чак Коннорс. Басистом был Джо Бенджамин, а за барабанами — Руфус Спиди Джонс, два вокалиста — Нелл Брукшайр и Тони Уоткинс.

    Когда самолет с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по летному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где бы он ни выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трех концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве. Во время визита в СССР, Эллингтон посетил Большой театр, познакомился с великим Эрмитажем и встретился с выдающимся композитором Арамом Хачатуряном.

    Композитор Арам Хачатурян после концерта не скрывал своего восторга: «Для меня это первый подлинно джазовый композитор! Не могу насытиться его музыкой. В ней кровь кипит. Это по мне!»

    Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражен «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».

    В Минске Дюк Эл­линг­тон и его зна­мени­тый ор­кестр да­ли 8 концертов!  Дво­рец спор­та, не су­мев­ший вмес­тить всех же­ла­ющих, тре­щал по швам. Ле­ген­да ми­рово­го джа­за отыг­ра­ла во­семь но­чей под­ряд — с 20 по 27 сен­тября — на ра­дость из­го­лодав­шей­ся по джа­зу пуб­ли­ке.

    «Это бы­ли не­забы­ва­емые ве­чера. Я был на пер­вом и пос­леднем кон­церте и, нес­мотря на отв­ра­титель­ное оз­ву­чива­ние, был по­лон впе­чат­ле­ний, — вспо­минал при­сутс­тво­вав­ший на кон­церте Дю­ка му­зыкант «Пес­ня­ров» Бо­рис Берн­штейн. — Сам Эл­линг­тон вре­мя от вре­мени под­хо­дил к мик­ро­фону и про­из­но­сил низ­ким сип­ло­ватым ба­сом: «Я вас бе­жу-у-мно лу-у-блу!» За­пом­ни­лось так­же, как пер­вый аль­тист ор­кест­ра, нес­мотря на на­руше­ния ал­ко­голь­но­го ре­жима, на пос­леднем кон­церте с опоз­да­ни­ем, но всё же по­явил­ся и вы­дал та­кое блес­тя­щее со­ло, что был тут же про­щен ле­ген­дарным ма­эст­ро».

    Концерты проходили во Дворце спорта. По  окончании одного из них, оркестранты вышли с инструментами на проспект Машерова (ныне — Победителей). Играя на ходу, они маршировали до Ленинского проспекта (ныне — Независимости).

    На концертах в Минске прозвучали десятки великолепных композиций Эллингтона. Приглашенным гостем в один из вечеров была звезда башкирского джаза Виталий Ямутеев — уникальный, самобытный музыкант, играющий на саксофонах всех видов. Так же были приглашены скрипач Влад Миценко — солист ансамбля “Классик-авангард”, пианист Аркадий Эскин, Виктор Пытиков (контрабас) и другие инструменталисты.

    «Как выглядел Эллингтон на сцене? Я был на всех четырех концертах в Театре эстрады, один раз сидел в оркестровой яме, где обычно находится дирижерский пульт, и увидел Эллингтона совсем близко. Под гром аплодисментов он вышел из левой кулисы и сразу, как говорят артисты, «взял» публику, еще не сказав ни слова, не сыграв ни одной ноты. Он просто взглянул в зал, поднял в приветствии руки и улыбнулся доброй улыбкой. Его обаяние действовало мгновенно. Среднего роста, худощавый и стройный для своих лет (во время гастролей ему было 72 года), в элегантном красном пиджаке, в рубашке с расстегнутым воротом, Эллингтон смотрелся великолепно. Он двигался на сцене легко и пластично, был естествен во всем — в слове, в жесте, в общении с музыкантами и публикой. Никакой суеты, никакого заигрывания с залом. Чуть покачиваясь в ритме, неприметно дирижируя (два-три «подхлестывающих» акцента, поворот головы, короткий взмах рукою на tutti), садясь время от времени к роялю, подходя к музыкантам и бросая реплики на ходу, Эллингтон был полон музыкой, он творил ее вместе с оркестром, он наслаждался ею, «своей госпожой, своей возлюбленной» (так названа его знаменитая биографическая книга). Он светился радостью. Перед нами был счастливый человек, гордый своим делом. И мы были счастливы вместе с ним.» — вспоминает Александр Медведев.

    Несмотря на то, что концертов Дюк Эллинктон со своим оркестром дал немало, сам он был удивлен тем, что расписание было не столь плотным, как во время обычных поездок. «Поверите ли, у меня было иногда лишь два концерта в неделю»,— писал он. Рассказывают, что Дюк наслаждался зернистой икрой, но попросил американское посольство снабжать его хорошими бифштексами…

    Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал:

    • «Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался — ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».

    Вот такие интересные факты порой скрыты от нас за пеленой времени. А ведь это должны помнить наши родители.

    Написать комментарий

    Обязательные поля помечены *

Школа свинговых танцев «Качели»